СПЕЦПРОЕКТ 59.RU

Какие мы индейцы, если мы за Россию воевали?

Последнее время румынские цыгане – котляры – часто появляются на страницах российских СМИ. То в Туле ОМОН разгоняет ромалов, чтобы снести их дома, то там же русская девочка не то сама сбежала в табор, не то ее похитили, чтобы выдать замуж за чернобрового парнишку. В Перми у цыган жизнь не такая насыщенная, хотя у них тоже сносили дома, как и у их тульских родственников, но вот уже полтора года никто не тревожит табор. Журналист 59.ru отправился к ним в гости, чтобы узнать, как живет один из самых закрытых народов России. Представительница старшего поколения табора цыганка Надя охотно поделилась правилами или, как выражаются сами ромалы, "законами" жизни.
В Перми проживают две этнические группы цыган: русска рома (русские цыгане) и кэлдерари или котляры (румынские цыгане). Котляры сформировались на территории Румынии, откуда и расселились практически по всему миру. Больше всего их проживает на территории Европы и России.

Традиционно занимались лужением и паянием металлических изделий, в XIX веке это были преимущественно котлы. Отсюда и название этнической группы. В продолжении традиции многие кэлдерары занимаются с бизнесом, связанным с металлом. Котляры, проживающие в Перми, зарабатывают на жизнь строительством.
Цыганка Надя
О любви
У нас нету такого, чтобы мальчик влюбился в девочку. Ну может редко бывает такое, что он говорит: «Я не могу без нее». Нет, все-равно у нас нет такого. Это стыдно. Все родители решают. Вот женили в 15 лет – так и живут. Ну, если есть такое, что девочка агрессивная, тогда вопрос решается. Бывает мальчик говорит: «я не буду с ней жить, не хочу! Она такая злая, противная. Со всеми хорошая, а со мной она злая!». Ну если нет, то нет – насильно же человека не заставишь, правильно? Тогда мы делаем расчет с ее родителями, вызывается ихний барон и наш. Объясняем, что не хотят дети жить вместе, дерутся, ругаются. Все, расходится этот брак! А после развода мы снова идем в других таборах искать невесту. А ту девочку другие цыгане сосватали. Вот у нас сноха моя Иринка живет уже 10 лет. Мы поехали за ней свататься в Ульяновск, там наши родственники. Ее мать – моя двоюродная сестра. Девочка нам понравилась, сейчас живет с нами, стирает, готовит, моет. Все счастливы. А у меня 15 внучат и трое правнучат! Младшую правнучку Ганга зовут.
Культовый советский фильм «Табор уходит в небо» фактически повествует о жизни именно румынских цыган. По крайней мере, песни, которые звучат в киноленте, относятся к фольклору кэлдерарей. Тех, кто немного знаком с консервативными цыганскими обычаями, смущает образ главной героини Рады, которая ведет себя довольно вызывающе и даже оскорбительно по отношению к собственному жениху. Все это никак не свойственно молодым котляркам, которые не имеют права даже пройти по дороге вперед мужчины. Впрочем, именно за нарушение цыганских законов девушка и поплатилась жизнью. При этом «Табор уходит в небо» – особый фильм для пермский котляров. По словам этнолога Александра Черных, в таборе кэлдерари жила Замбила Георгиевна Кулай, которая родилась еще в Молдавии в 1914 году. «Не один раз слышали мы от Замбилы Георгиевны и ее детей семейное предание о родителях. Ее отец, Георгий, в 1930-е годы снимался в фильме «Последний табор». Мать Марица играла в фильме «Табор уходит в небо», в небольшом эпизоде. Замбила Георгиевна рассказывает, что смотрит она эти фильмы с трепетом, смотрит на своих родителей, вспоминает и плачет: «Видел, когда идет кино "Последний табор"? Там у одного старика был медведь. А это был мой отец с медведем. Когда идет это кино "Последний табор", я плачу. Я смотрю на своего отца с медведем, а у меня слезы текут. А старуха, мать моя, "Табор уходит в небо" кино, она идет, гадает, говорит: "Эй, бриллиантовый, дай погадаю". Я тоже плачу, когда вижу свою мать», – цитрует он Замбилу в своей книге «Пермские цыгане».
Девочку выдают замуж лет в 15-16. Свадьба идет целую неделю
Девочку выдают замуж лет в 15-16. Свадьба идет целую неделю. Два-три месяца до этого человек готовится: с деньгами, с домом, с порядком. Денег надо много, потому что на свадьбу приходят 300-400 человек. Приезжают из других городов. Ну вот два-три месяца человек приглашения шлет, деньги копит. Гости тоже готовятся, ведь на свадьбу невесте нужно дарить подарки. У нас дарят кольца, сережки, платья, платки, деньги – 5-10 тысяч. У нас не дарят, как у вас, посуду и рюмочки. Чем ближе родственник, тем больше дарит.
И вот какие еще у нас законы. Парень сам себе не выбирает невесту. Вот моя невестка Алена скоро женит сына. Она говорит мне: «Мама, пойдем со мной выбирать». В нашем таборе мы всех девочек знаем. Я говорю: «Давай здесь возьмем невесту». Она говорит: «Я не хочу здесь». Тогда мы с ней уезжаем в другой город. А у нас, цыган, в каждом городе есть родня. Я говорю: «приехала за невестой». Мне говорят: «там есть девочка и там есть девочка, пойдем пить чай!». И мы идем пить чай. Девочка, которую хотят выдать замуж, должна накрыть стол и налить чай. Она подходит со стаканами, а мы на нее смотрим – какая она из себя: худенькая, какая у нее талия? Если она понравилась, мы с невесткой выходим на улицу и спрашиваем соседей: что за девочка в этом доме. Они говорят: добрая, хорошая, чистоплотная, не злая. Я спрашиваю Аленку: тебе понравилась девочка? Я не буду против нее идти, потому что она себе невестку выбирает, не я же. Она говорит: мне понравилась, талия узкая, красивая. А весь табор уже знает, что мы хотим принести шампанское и сосватать этого ребенка.
Чай для цыган имеет особое значение. Когда приходит уважаемый гость – ему обязательно подносят стакан с этим напитком. Именно стакан, а не кружку. В заверенный чай кэлдерари добавляют порезанное яблоко или другие фрукты. Такой напиток румынские цыгане предпочитают алкоголю, который не очень распространен среди этого народа.
О демократии
У нас барон смотрит за порядком, чтобы в таборе было тихо, спокойно, чтобы ребята работали, чтобы пьянства и драк не было. Барона выбирают всем табором. Вот у нас были старые бароны, которые уже не могут командовать. И тут появляется шустрый и грамотный человек в таборе. Допустим, приходит к нам милиция, а он решает вопросы, заступается за нас. И мы говорим: вот он умный, хороший, пусть он будет бароном. А он сам себя не выбирает. Собирается на улице весь табор, и мы проводим собрание. Одни говорят: мы хотим этого человека посадить бароном. А те в ответ: «А почему его? Давай того или этого?». Предлагаются кандидатуры, примерно человека три-четыре, и проводятся выборы. За кого большинство проголосуют, тот и становится бароном, а остальные кандидаты становятся его заместителями. Если есть какая-то проблема в таборе, он идет и с ними советуется. У нас нет такого, что человек говорит: «Я хочу быть бароном и стану им!», все честно происходит.
У нас нет такого, что человек говорит: «Я хочу быть бароном и стану им!», все честно происходит
Слово «барон» придумано европейцами для обозначения лидера табора. На самом деле в большинстве цыганских общин все важные вопросы решает не один человек. Фактически из всех цыганских этногрупп «официальный представитель табора» есть только у котляров. В основном он решает внешние вопросы, внутренние – остаются коллегиально на совете, который называется крис, рассказывает пермский этнолог Александр Черных. Сам термин «баро», как принято считать, происходит от двух цыганских слов «баро ром», что переводится как «большой цыган».
Если цыган нарушил порядок или жена его, например, кого-то обидела, то выгоняем их
У нас в таборе ребята водку не пьют, пиво не пьют, наркотиками не занимаются. У нас этого нельзя, все очень строго! У нас знаете какой барон? Кто-то говорит из наших говорит: «наркотики – это ведь легкие деньги!». А барон запрещает! Говорит: «ты лучше кусок хлеба домой принеси, чем в тюрьму попадешь». Ну пусть ты совсем мало заработал, но можно же картошки купить и детей накормить.

Бывает, что ругаются ребята, ссорятся, но барон их собирает и говорит: «ну-ка давайте миритесь!». И мирятся. А драк между собой нет. Бывает, что выгоняют из табора. Если цыган нарушил порядок или жена его, например, кого-то обидела, то выгоняем их. Поэтому мы стараемся жить дружно, никого не обижать. У нас ведь здесь все родственники, если кто-то поссорился – сразу мирятся.
Мой дед воевал в Отечественную, ушел на фронт добровольно! Он на заводе работал, оружие делал, и сказал «Хочу воевать за землю свою!»
О войне
Наши деды тоже воевали. И наш дедушка тоже ушел на фронт. И попал он в какую-то деревню, а там был волк или собака. И он рассказал своим однополчанам, что его волк укусил. И над ним стали подшучивать, да так волком и прозвали. А его прозвище на детей перешло, потом на внуков. Поэтому мы теперь род волка или рувони по-нашему. Многие говорят, мол, цыгане не хорошие! А почему нехорошие? Если была война, и мой дед воевал в Отечественную, служил четыре года и ушел на фронт добровольно! Он на заводе работал, оружие делал, и сказал «Хочу воевать за землю свою!». У него орден был, к нему друзья-ветераны приезжали, выпивали, но про войну не любили говорить, плохо им было. У нас даже цыганка-партизанка была, все дороги знала. А нам говорят: «вы индейцы!». А какие мы индейцы, если мы за Россию воевали? Когда дома наши сносили, приезжали омоновцы и кричали нам: «вы не россияны!». А почему мы не россияны? Я сама родилась в Красноярском крае, а все мои дети в Перми. Мы даже никогда в Молдове не были, а сейчас это уже заграница. Я всю жизнь жила в России. А нас индейцами называют. Не знаю почему, может, потому что у нас платья яркие. Так обидно! А за что тогда наши деды воевали? Русские ребята выпили и 9 мая пришли драться. Пришли 300 человек и напали на табор. А нас всего 30 семей – с женщинами, с детьми. Ну что бы тут получилось? Каша. А они все накаченные, с битами, бросали бутылки с зажигательной смесью. Говорили: «цыгане, убирайтесь к себе в Индию». Нас тогда полиция спасла. Думаете, только одни вы, русские, в этой войне победили? И татары, и узбеки тоже воевали.
Русские ребята выпили и 9 мая пришли драться. Пришли 300 человек и напали на табор. А нас всего 30 семей – с женщинами, с детьми. Ну что бы тут получилось? Каша. А они все накаченные, с битами, бросали бутылки с зажигательной смесью. Говорили: «цыгане, убирайтесь к себе в Индию». Нас тогда полиция спасла.
Об образовании
Мы стараемся детей отправлять в школу. Безграмотным стало очень трудно жить. Сейчас гадания на улице нет. Мы раньше гадали, а сейчас дома сидим с детями, стираем, готовим, моем – женские дела. Ребята наши работают целыми днями, а дети в школу ходят. Сейчас трудно без компьютера, без интернета, всему этому учить надо. Мой внук закончил семь классов, грамотный, в компьютере понимает. Женился, двойняшки у него родились. Я тоже в школу ходила, закончила четыре класса, а брат мой – он 10 классов закончил, сейчас он барон соседнего табора – он грамотный человек.
В сентябре 2014 года по решению суда были снесены несколько цыганских домов по улице Химиков. Снесены ночью в присутствии ОМОНа. Решение о сносе было принято еще в 2009 году, но цыганам дали отсрочку до 2011 года. Табор остался стоть. Котляры уверяют, что их обманули – якобы их пригласил сюда жить начальник местного завода. Разумеется, не бесплатно. Однако никаких документов, подтверждающих это, у них нет – договоренность была на словах.

Постепенно цыгане строят новые дома на том же месте, администрация Орджонинидзевского района оставила их в покое. Известно, что ромалы имеют долги за электричество, которые постепенно выплачивают. С местными русскими они живут довольно мирно, что подтверждает и полиция.

Недавно похожая ситуация произошла и в Тульской области. Только, помимо проблемы самостостроев, там возник настощий газовый конфликт – цыгане воровали топливо прямо из трубы. Пермские кэлдерари критикуют сородичей за то, что те постпавили под угрозу взрыва целый поселок.

О земле
Мы хотели покупать участки, но они очень дорогие. Ту землю, на которой сейчас живем, хотели купить, но нам сказали, что здесь что-то будут строить. Но лет через 15-20. Ну лет 15-20 дай нам пожить!
О хозяйстве
В прошлом году у меня был поросенок и 22 гуся. И гуси такие злые попались и всех детей покусали. Дети орут! Больше гусей не заводили. А поросят мы держим. Я хотела еще курочек купить, но боюсь – вдруг нас все-таки с этой земли выгонят? Куда я потом с этими курочками...
Раньше мы любили петь за столом. Лично я петь люблю. А сейчас включаем магнитофон – и никто не поет. Только слушаем и танцуем. И не играет никто.
О музыке
Раньше мы любили петь за столом. Лично я петь люблю. А сейчас включаем магнитофон – и никто не поет. Только слушаем и танцуем. И не играет никто. Не такие ребята стали. А вот брат мой – барон соседнего табора – играет на аккордеоне, наш барон – на гитаре. Но они уже старые – им по 60 лет. А парни молодые уже не научатся. Как только 15 лет исполняется – идут работать. Приходят с работы – усталые. Мы только спросим: «Будешь кушать?», а он спит уже. Утром встал, в душ сходил, перекурсил – и снова на работу. В воскресенье отдыхают, на шашлыки ходят, но стараются далеко от домов не уходить – сейчас ребята русские злые стали. Те, кто в нашем поселке живут, – с теми мы дружим, они к нам в гости приходят. А в соседнем поселке злые какие-то живут. Там два дома построили для беспризорников, мы боимся их. Раньше туда в магазин ходили, а сейчас они там пьяные, дерутся, на нас так страшно смотрят. Больше не ходим туда.
О русских цыганах
Мы – молдавские цыгане, котляры, с русскими цыганами у нас языки разные. И понятия разные. Мы с ними почти не общаемся, но, если вдруг встречаемся, говорим только по-русски. Я встречу русскую цыганку и никода ей не скажу «чайе бахтале», я скажу «здравствуйте». Они и ходят уже по-другому. У них платья черные, длинные, косынки не носят.
О кочевниках
Наши деды кочевали: по Молдавии, Украине, России. Брали невесток из таборов, но девочки нехорошие попадались, из-за них ругались, и отдалялись друг от друга. Кочующие цыгане – это нехорошие цыгане. В это время кочевать нельзя. В нынешнее время у тебя должен быть свой дом, своя земля, свой паспорт, свое место. Кочевать уже не интересно: везде трудно, везде плохо.
5 октября 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. С тех пор ромалы в России ведут оседлый образ жизни. Постепенно осели и цыгане Восточной Европе, настоящих кочевников сейчас можно встретить только в Западной.
О проклятии и гадании
Та бабушка – она злая. У нее дом снесли. Она жила с внучкой. Пришла чиновница из администрации и сказала: «убирай свои юбки из дома!». Она пошла, забрала свои юбки, телевизор, диванчик, посуду, и трактор смял ее домик. Она кричала: «Кто мне теперь дом строить будет, мне 77 лет!», а потом взяла землю и прямо в лицо чиновницей бросила и начала ее проклинать. А на следующий день ту собака укусила, и она в больницу попала. А бабушка живет с племенником со своим. Нельзя же бабушку старую обижать!
Раньше мы гадали в городе, с девочек молодых деньги брали. Сейчас мы никуда не ходим, если только к нам приходят
Цыганская магия существует. У нас есть это. Например, пришел человек к нам в дом, а у него плохое намерение. Я сделаю так, что его затрясет – у меня есть книжка черная. Но это только если с плохим намерением. А если он с доброй душой, то и я к нему по доброму: счастья ему пожелаю, удачи. Меня учила моя бабушка. Мы читали с ней книжку арабскую. Я умею сглаз, умею успокаивать плачущего ребенка, умею гадать по руке и по глазам. По глазам могу определить, какой человек, какая у него душа – как рентген. Могу рассказать, что у человека было и что будет. Но если я вижу что-то плохое, я не буду говорить. Я лучше скажу, что у него все хорошо будет. Если он что-то может изменить, то я могу помочь. Говорю, что нужно принести, он приносит, и через девять дней все решается. Иисус любит число девять. Раньше мы гадали в городе, с девочек молодых деньги брали. Сейчас мы никуда не ходим, если только к нам приходят. Друзья ребят наших приходят, мы им гадаем. Я сама цену не назначаю – все от совести зависит. Кто сколько захочет – тот столько отдаст. Бывало, и по пять тысяч приносили. Некоторые не верят в нашу магию. Смеются. А зачем тогда к нам за помощью обращаются? Кто их знает.
О курении
Все наше курение – это вредная привычка. Девки молодые у нас все поголовно курят, никакой магии в этом нет. А вот раньше были у нас старые женшщины — лет 60-70 – у них были трубки. И, когда она шла гадать, она брала эту трубку, зажигала и начинала колдовать. И вместе с дымом из человека, которому гадают, выходили все беды и слезы.
О национальном костюме
В день свадьбы девушка надевает венок на голову, а на следующий день – платок и юбку. До свадьбы можно ходить в брюках и с непокрытой головой, после – нет. Нельзя, чтобы цыганка ударила юбкой мужчину. Он после этого считается поганый. Не надо к нему подходить. Долгое время с ним никто разговаривать не будет. Если цыганка подходит к нему и замахивается юбкой, он старается от нее отбежать. Платок – это тоже очень важно. Не может замужняя цыганка быть без платка перед чужим мужчиной. Перед мужем, братом, отцом – можно. А перед чужим нельзя. Если мужчина заходит, а я перед зеркалом волосы рассчесываю, я сразу накину платок.
Нельзя, чтобы цыганка ударила юбкой мужчину. Он после этого считается поганый. Не надо к нему подходить
Женищины-котлярки отличаются от остальных цыганок прической. Они разделяют волосы на прямой пробор на две части. По бокам (где челки и сзади) закручивают часть волос в жгут и потом вплетают эти жгуты в косы. Концы косынки продевают сзади через жгутики из волос, благодаря чему платок держится на голове. Журналистка 59.ru испробовала такую прическу на себе – довольно удобно. Правда, из-за сложностей плетения сейчас молодые котлярки предпочитают просто сооружать на затылке узел и обматывать его платком. Такую прическу они переняли у русских цыганок.
Кэлдэрары возле шатра. 1930-е годы (Снимок из архива Флорина Петру Маноле)
Мужской костюм сейчас никто не носит, а наши деды носили. У них были широкие рубашки с вышивкой – как у украинцев, знаете? Рукава широкие с манжетами, а на поясе веревка – типа пояса. На ногах шаровары и цыганские сапоги. Сейчас так никто не носит. И неудобно, и как-то стыдно уже надевать.
Текст: Полина Домовитова
Фото: Татьяна Холостых
Обработка видео: Дмитрий Ли
Использованы кадры из фильмов "Табор уходит в небо" и "Время цыган" и фото из семейного архива цыганки Нади